формирование культуры в диаспоре
Мы представляем вниманию читателя первое на русском языке издание основополагающего труда профессора Олега Грабара "Формирование исламского искусства". Перевод выполнен по второму изданию английского оригинала книги без каких-либо сокращений текста, с сохранением авторской композиции и указанием в квадратных скобках страниц издания 1987 года. Олег Грабар (1929-2011), прирождённый исследователь, просветитель и преподаватель, обладавший огромной эрудицией, пытливым аналитическим умом и редким даром рассказчика, с юных лет посвятил свою жизнь изучению истории и теории исламского искусства, включая архитектуру. Выработанный им метод научных изысканий, его статьи, книги, лекции, доклады, научные записки оказали решающее воздействие на формирование взглядов нескольких поколений его учеников и на разветвлённость направлений деятельности многих его коллег. Именно профессору Грабару мировое искусствознание обязано широким, разносторонним, полнокровным и актуальным развитием исламской темы. До Олега Грабара история искусства исламского мира рассматривалась преимущественно с европоцентристской точки зрения. Грабар задался целью выяснить, как понимали искусство сами его создатели и его заказчики, и открыл для себя и своих последователей путь к теоретическому изучению художественной культуры ислама. Впервые изданная в 1973 и переизданная в дополненном и переработанном виде в 1987, монография Олега Грабара "Формирование исламского искусства" была переведена на ряд европейских и восточных языков. Несмотря на прошедшие десятилетия, именно эта работа остаётся важнейшим и единственным по полноте и сложности поставленных в ней проблем трудом по истории и теории исламского искусства и всё ещё будоражит умы спонтанным возникновением новых вопросов и гипотез